Понедельник, 06.05.2024, 16:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Методическое объединение учителей начальных классов

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи наших педагогов

Главная » Статьи » Из опыта работы

Взаимное общение, сотворчество как условие формирования ключевых компетенций младшего школьника

В центре современного общего образования – ребёнок, развивающуюся личность которого мы хотели бы видеть мыслящей, чувствующей, открытой для контактов с окружающим миром и обладающей широкими возможностями общения.

   Одной из приоритетных целей начальной школы является: целостное гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

   Эта цель находит подтверждение в программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, где говорится, что основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

·        Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

·        Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

·        Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

   Главная задача начальной школы – научить ребёнка учиться, т.е. формировать общеучебные умения:

1.     организационные (определять и формировать цель деятельности на уроке), без этого невозможно взаимное общение, ведь ученик должен знать, с какой целью он обращается к сверстникам, учителю; что он хочет донести до слушателя; составлять план действий по решению проблемы; осуществлять действия по реализации плана;

2.     интеллектуальные (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; извлекать информацию, представленную в разных формах; сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний);

3.     коммуникативные (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, готовым изменить свою точку зрения; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться)

   Так как важнейшим в жизни любого человека является общение, то мне необходимо было обратить особое внимание на развитие коммуникативных умений. Я решила, что на уроке литературного чтения для этого нужны различные формы работы (индивидуальные, групповые, парные, коллективные) и виды уроков (уроки – дискуссии, уроки – диспуты).

   Мало того такие формы работы способствуют развитию взаимного общения и сотворчеству. Творчество наполняет жизнь человека радостью, стимулирует к приобретению знаний, вводит человека в атмосферу вечного поиска. А особенно ценным является сотворчество, где каждый учащийся проявляет себя с другой стороны. Происходит осмысление важно-жизненных ценностей, таких как: «добро» и «зло», «радость» и «печаль», «любовь» и «ненависть». Всё это находит отражение в уроках литературного чтения, где каждый учащийся выступает в разных для него ролях (ведущего и ведомого).

   Урок литературного чтения благодаря использованию на нём различных форм работы, видов уроков позволяет объединить детей вокруг одного произведения- темы и обеспечивает формирование ключевых компетенций, о которых я говорила выше.

   В основе этих компетенций лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого учащегося (его рост как читателя) и, главное, его литературно – творческое развитие (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове).

   Это позволяет ребёнку быстро схватывать мысль прочитанного, понять идею, которую хотел сказать автор, даёт возможность общаться на тему произведения, слышать и слушать собеседника, выполнять определённые правила общения.

   С уверенность можно сказать, что работая, таким образом по предмету литературное чтение, я создаю условия для развития и формирования компетентностей в различных сферах:

·        чувственной (проявляется в потребности выражать свои мысли и чувства; показатель- сосредоточенность внимания на произведении автора);

·        рече – мыслительной (проявляется в потребности  вдумываться, осознавать и раскрывать смысл прочитанного произведения; показатель – развёрнутость, достаточность и аргументированность высказываний);

в самостоятельности, независимости мышления(показатель – наличие разнообразных, оригинальных высказываний в классе в целом и у отдельных учащихся);

·        сфере воображения и фантазии (проявляется в творческих ответах на восприятие произведения);

·        развитие компетентности в диалоге с произведениями литературного искусства (проявляется в интересе учащихся к произведениям);

·        развитие коммуникативной компетентности (проявляется в точности речевых высказываний, в уважении собственного и чужого мнения; показатель: наличие диалогов не только между учащимися и учителем, но и среди учащихся).

Категория: Из опыта работы | Добавил: ШМО (03.01.2013)
Просмотров: 659 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
Корзина
Поиск