В центре современного общего
образования – ребёнок, развивающуюся личность которого мы хотели бы видеть
мыслящей, чувствующей, открытой для контактов с окружающим миром и обладающей
широкими возможностями общения.
Одной из приоритетных целей начальной школы
является: целостное гармоничное развитие личности школьника, формирование общих
способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и
особенностями каждого.
Эта цель находит подтверждение в программе
«Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, где говорится, что
основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются
следующие:
·
Обеспечение
полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися
текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя,
формирование позиции читателя.
·
Включение
учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
·
Расширение круга
чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего
возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Главная задача начальной школы – научить
ребёнка учиться, т.е. формировать общеучебные умения: 1.
организационные
(определять и формировать цель деятельности на уроке), без этого невозможно
взаимное общение, ведь ученик должен знать, с какой целью он обращается к
сверстникам, учителю; что он хочет донести до слушателя; составлять план
действий по решению проблемы; осуществлять действия по реализации плана; 2.
интеллектуальные
(самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
в один шаг; извлекать информацию, представленную в разных формах; сравнивать и
группировать факты и явления, определять причины явлений, событий; делать
выводы на основе обобщения знаний); 3.
коммуникативные
(высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, готовым изменить свою
точку зрения; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы; учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
договариваться)
Так как важнейшим в жизни любого человека
является общение, то мне необходимо было обратить особое внимание на развитие
коммуникативных умений. Я решила, что на уроке литературного чтения для этого
нужны различные формы работы (индивидуальные, групповые, парные, коллективные)
и виды уроков (уроки – дискуссии, уроки – диспуты).
Мало того такие формы работы способствуют
развитию взаимного общения и сотворчеству. Творчество наполняет жизнь человека
радостью, стимулирует к приобретению знаний, вводит человека в атмосферу
вечного поиска. А особенно ценным является сотворчество, где каждый учащийся
проявляет себя с другой стороны. Происходит осмысление важно-жизненных
ценностей, таких как: «добро» и «зло», «радость» и «печаль», «любовь» и «ненависть».
Всё это находит отражение в уроках литературного чтения, где каждый учащийся
выступает в разных для него ролях (ведущего и ведомого).
Урок литературного чтения благодаря
использованию на нём различных форм работы, видов уроков позволяет объединить
детей вокруг одного произведения- темы и обеспечивает формирование ключевых
компетенций, о которых я говорила выше.
В основе этих компетенций лежит
разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение
читательского опыта каждого учащегося (его рост как читателя) и, главное, его
литературно – творческое развитие (способность выразить точно и образно свои
мысли и чувства в слове).
Это позволяет ребёнку быстро схватывать
мысль прочитанного, понять идею, которую хотел сказать автор, даёт возможность
общаться на тему произведения, слышать и слушать собеседника, выполнять
определённые правила общения.
С уверенность можно сказать, что работая,
таким образом по предмету литературное чтение, я создаю условия для развития и
формирования компетентностей в различных сферах:
·
чувственной (проявляется
в потребности выражать свои мысли и чувства; показатель- сосредоточенность
внимания на произведении автора);
·
рече –
мыслительной (проявляется в потребности
вдумываться, осознавать и раскрывать смысл прочитанного произведения;
показатель – развёрнутость, достаточность и аргументированность высказываний);
в
самостоятельности, независимости мышления(показатель – наличие разнообразных,
оригинальных высказываний в классе в целом и у отдельных учащихся);
·
сфере воображения
и фантазии (проявляется в творческих ответах на восприятие произведения);
·
развитие
компетентности в диалоге с произведениями литературного искусства (проявляется
в интересе учащихся к произведениям);
·
развитие
коммуникативной компетентности (проявляется в точности речевых высказываний, в
уважении собственного и чужого мнения; показатель: наличие диалогов не только
между учащимися и учителем, но и среди учащихся).
|