«Скажи
мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».
Конфуций
Современная школа с ее проблемами
заставляет думать о том, как сделать процесс обучения результативным. Как учить
так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям. Учеба – труд, и труд нелегкий.
Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что трудиться
непросто. Поэтому нелегкий учебный труд должен приносить удовлетворение, радость
школьникам, желание вновь и вновь познавать. От этого зависит, потухнет или нет
в глазах ребенка пытливый огонек.
Как известно, именно в начальной
школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая
перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой
практики. Применение компьютерных технологий помогает детям совместить в
учебном процессе игровую и учебную деятельность, обучение становится
увлекательным и интересным, при этом происходит плавная смена деятельности.
Использование компьютера на уроках создаёт благоприятную обстановку,
способствует развитию каждого ребёнка на своём уровне, усиливает мотивы учения,
развивает индивидуальные особенности детей, повышает активность и
инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие детей,
формирует навыки самообразования и самоконтроля, снижает дидактические
затруднения у школьников. На уроке с применением ИКТ центральное место занимает
ученик, который выстраивает процесс получения знаний, а учитель является помощником,
стимулирующим активность детей.
Ученики начальных классов имеют
наглядно-образное мышление, поэтому в своей работе я использую как можно больше
качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового
не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати,
приходится яркость и занимательность мультимедийных презентаций, выполненные в
программе Microsoft Power Poin. Презентации делают уроки наглядными, повышают
интерес к предметам, развивают умственную активность, учат грамотной научной
речи, расширяют кругозор и включают детей в активную поисковую деятельность. Восприятие
материала опирается на зрительную, слуховую и моторную память. Сложный материал
рассматривается поэтапно, что позволяет повторить предыдущий материал и на
основе изученного «открыть» новые знания. Применение презентаций решает образовательные,
развивающие и воспитательные задачи.
Неограниченные
возможности компьютерных технологий позволяют интегрировать изучение предметов:
русского языка и литературы, окружающего мира, изобразительного искусства и технологии,
использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют деятельность
учащихся. Наиболее часто я использую ИКТ на уроках литературного чтения и
окружающего мира. Систематически применяю «Энциклопедию Кирилла и Мефодия», в
которой материал представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из
теоретического и практического разделов.
Так, при изучении тем « Живая и неживая
природа», «Многообразие животных», «Многообразие растений» и др. включаю в уроки задания на классификацию,
обобщение, использую ребусы, кроссворды, дидактические игры, загадки с опорой
на слайды со звуковым сопровождением, подбираю разные факты в рубрику « Это
интересно», для активизации познавательной деятельности. Эти виды упражнений
способствуют развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения
делать выводы и доказывать их. Презентации помогают сконцентрировать внимание
детей на главных понятиях, увеличить словарный запас и расширить кругозор
школьников. Ребята с удовольствием выполняют творческие задания, решают
экологические задачи, предлагают свои пути помощи природе, находят интересную
информацию по заданным темам, сочиняют сказки о необыкновенных
путешествиях капельки, животных, птиц. Дети
с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на
экране.
Использование
ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного
способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным
субъектом учебной деятельности. У многих
ребят моего класса дома есть компьютер и эти ребята активно помогают мне в
поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют
их одноклассникам. Каждому хочется поделиться своими познаниями, представить
одноклассникам найденный материал. Вот некоторые темы детских презентаций:
«Космос и человек», «Животные космонавты», «История происхождения денег», «Об
открытиях 21 века», «Изобретения вокруг
меня: утюг», «Баба Яга - кто она?». Мои ученики
так же занимаются исследованием. Вместе
мы исследовали многозначные слова, условия прорастания грибов, наблюдали за
комнатными растениями, дети с родителями выясняли круг чтения бабушек и
дедушек. Наш класс участвовал в проекте « Здоровое питание», в рамках которого
детьми были созданы презентации: «Так ли важен завтрак?», «Готовлю сам».
Увлечённо и творчески работают
обучающиеся у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной
тематике, появляется возможность почувствовать себя исследователями в данной
области, а мне, как учителю позволяет наиболее эффективным способом
реализовывать межпредметные связи. Кроме того, исследовательская
деятельность учащихся играет большую роль в формировании УУД:
·
регулятивных – умение ставить цель, определять
задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать
действия в соответствии с собственными возможностями;
·
познавательных - умение использовать предметные
знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию;
оформлять результаты исследования и представлять
его;
·
коммуникативных - планировать учебное
сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые
высказывания и ставить вопросы;
·
личностных - различать виды ответственности
внутри своей учебной работы.
Опыт работы в течение уже не одного учебного года с
применением в процессе обучения Интернет-технологий открывает принципиально
новые возможности для познавательной и творческой самореализации всех субъектов
образовательного процесса, который реализуется с помощью моего персонального сайта «Детство»
по адресу: http://shcool22detstvo.ucoz.ru и организовано деловое общение с учащимися и
родителями в сети Интернет. У родителей есть еще одна возможность Активно
участвовать в жизни класса, школы. Кроме того получать полную и своевременную
информацию о школе. Все материалы к урокам – презентации, коллекции
видеофрагментов, подборка моделей и опытов, текстовая информация к уроку
представлена в сети Интернет, учащиеся имеют возможность пользоваться ими дома,
существует возможность получать консультацию преподавателя при выполнении
домашних заданий.
В результате
использования информационных технологий:
·
у детей младшего школьного возраста формируется
умение и желание учиться;
·
первоначальное представление о компьютере и
современных информационных и коммуникационных технологиях;
·
происходит формирование навыков сознательного
использования основных мыслительных операций: сравнивать и находить закономерности,
классифицировать, давать определение, использовать алгоритм, строить
умозаключение, рассуждать и делать выводы, грамотно общаться с информацией.
Таким образом,
использование информационных технологий дает возможность расширить и углубить
уровень познавательной активности, пробудить у учащихся стремление к углубленному
изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является
важнейшим условием повышения качества образования.
|