Понедельник, 06.05.2024, 21:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Методическое объединение учителей начальных классов

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи наших педагогов

Главная » Статьи » Из опыта работы

Направленность информационно-коммуникационной образовательной среды в интересах обучающихся как условия реализации требований ФГОС.

«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».

Конфуций

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям. Учеба – труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что трудиться непросто. Поэтому нелегкий учебный труд должен приносить удовлетворение, радость школьникам, желание вновь и вновь познавать. От этого зависит, потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонек.

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий помогает детям совместить в учебном процессе игровую и учебную деятельность, обучение становится увлекательным и интересным, при этом происходит плавная смена деятельности. Использование компьютера на уроках создаёт благоприятную обстановку, способствует развитию каждого ребёнка на своём уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности детей, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие детей, формирует навыки самообразования и самоконтроля, снижает дидактические затруднения у школьников. На уроке с применением ИКТ центральное место занимает ученик, который выстраивает процесс получения знаний, а учитель является помощником, стимулирующим активность детей.

Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому в своей работе я использую как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность мультимедийных презентаций, выполненные в программе Microsoft Power Poin. Презентации делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, развивают умственную активность, учат грамотной научной речи, расширяют кругозор и включают детей в активную поисковую деятельность. Восприятие материала опирается на зрительную, слуховую и моторную память. Сложный материал рассматривается поэтапно, что позволяет повторить предыдущий материал и на основе изученного «открыть» новые знания. Применение презентаций решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Неограниченные возможности компьютерных технологий позволяют интегрировать изучение предметов: русского языка и литературы, окружающего мира, изобразительного искусства и технологии, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют деятельность учащихся. Наиболее часто я использую ИКТ на уроках литературного чтения и окружающего мира. Систематически применяю «Энциклопедию Кирилла и Мефодия», в которой материал представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из теоретического и практического разделов.

Так, при изучении тем « Живая и неживая природа», «Многообразие животных», «Многообразие растений»  и др. включаю в уроки задания на классификацию, обобщение, использую ребусы, кроссворды, дидактические игры, загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, подбираю разные факты в рубрику « Это интересно», для активизации познавательной деятельности. Эти виды упражнений способствуют развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их. Презентации помогают сконцентрировать внимание детей на главных понятиях, увеличить словарный запас и расширить кругозор школьников. Ребята с удовольствием выполняют творческие задания, решают экологические задачи, предлагают свои пути помощи природе, находят интересную информацию по заданным темам, сочиняют сказки о необыкновенных путешествиях капельки, животных, птиц. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране.

Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. У многих ребят моего класса дома есть компьютер и эти ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Каждому хочется поделиться своими познаниями, представить одноклассникам найденный материал. Вот некоторые темы детских презентаций: «Космос и человек», «Животные космонавты», «История происхождения денег», «Об открытиях  21 века», «Изобретения вокруг меня: утюг», «Баба Яга - кто она?». Мои ученики так же  занимаются исследованием. Вместе мы исследовали многозначные слова, условия прорастания грибов, наблюдали за комнатными растениями, дети с родителями выясняли круг чтения бабушек и дедушек. Наш класс участвовал в проекте « Здоровое питание», в рамках которого детьми были созданы презентации: «Так ли важен завтрак?», «Готовлю сам».

Увлечённо и творчески работают обучающиеся у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя исследователями в данной области, а мне, как учителю позволяет наиболее эффективным способом реализовывать межпредметные связи. Кроме того, исследовательская деятельность учащихся играет большую роль в формировании УУД:

·         регулятивных – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

·         познавательных - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;

·         коммуникативных - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;

·         личностных - различать виды ответственности внутри своей учебной работы.

Опыт работы в течение уже не одного учебного года с применением в процессе обучения Интернет-технологий открывает принципиально новые возможности для познавательной и творческой самореализации всех субъектов образовательного процесса, который реализуется  с помощью моего персонального сайта «Детство» по адресу: http://shcool22detstvo.ucoz.ru  и организовано деловое общение с учащимися и родителями в сети Интернет. У родителей есть еще одна возможность Активно участвовать в жизни класса, школы. Кроме того получать полную и своевременную информацию о школе. Все материалы к урокам – презентации, коллекции видеофрагментов, подборка моделей и опытов, текстовая информация к уроку представлена в сети Интернет, учащиеся имеют возможность пользоваться ими дома, существует возможность получать консультацию преподавателя при выполнении домашних заданий.

В результате использования информационных технологий:

·         у детей младшего школьного возраста формируется умение и желание учиться;

·         первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

·         происходит формирование навыков сознательного использования основных мыслительных операций: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определение, использовать алгоритм, строить умозаключение, рассуждать и делать выводы, грамотно общаться с информацией.

Таким образом, использование информационных технологий дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.

                                                                       

Категория: Из опыта работы | Добавил: ШМО (26.12.2012)
Просмотров: 688 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
Корзина
Поиск