Понедельник, 06.05.2024, 18:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Методическое объединение учителей начальных классов

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи наших педагогов

Главная » Статьи » Из опыта работы

Реализация технологии проблемно-диалогического обучения как средство достижения результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Проработав в системе образования более 30 лет, вступая во второй десяток двадцать первого века, мне пришлось встать перед необходимостью работать по новому образовательному стандарту. Мои первоклассники стали «первыми ласточками» реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Новый стандарт диктовал учителю необходимость соответствовать новым нормам, пересматривать свои взгляды - с новыми стандартами должна была поменяться и личность педагога - ведь именно он сквозь призму своего восприятия транслирует новый подход ученикам.

К счастью, мне не пришлось круто менять вектор направления своей позиции в образовательном процессе. Накопив до этого огромный педагогический опыт, работая по программе «Начальная школа 21 века», вошедшая в перечень программ по ФГОС, предварительно пройдя обучение, я безболезненно приняла условия нового стандарта, и в нем нашла ответы на волнующие меня вопросы: Как этап изучения нового материала на уроке сделать интересным и захватывающим для детей? Как сделать каждого ребенка активным участником учебного процесса? Как не допустить перегрузки детей, не смотря на большой объем знаний? Как максимально развить способности каждого ребенка? Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?

В программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, по которой я и продолжила работу со стартом ФГОС, построена новая модель обучения, которая обеспечивает синтез не конфликтующих между собой идей развивающего обучения, с позиций преемственности с традиционной школой. Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении современных образовательных целей. Я и раньше придерживалась принципов развивающего обучения - новые понятия не должны даваться детям в готовом виде, они добываются ими самостоятельно в процессе учебной деятельности. Курсы повышения квалификации, встречи с авторами учебников, курсы Е.Л. Мельниковой, изучение ее публикации «Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика»  помогли найти ответы на поставленные вопросы.  Возможность: учить детей учиться дает проблемно-диалогическое обучение. Использование этого типа обучения в качестве основы своей педагогической деятельности позволил мне обеспечить условия для творческого усвоения знаний учениками, я добиваюсь результата посредством специально организованного учителем диалога с детьми. Сегодня, когда мои дети учатся по новому ФГОС уже четвертый год, я с уверенностью могу сказать, что для меня технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос «Как учить?» и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает для меня, что на уроке изучения нового материала я обязательно прорабатываю два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово "диалог" означает для меня, что и постановку проблемы, и поиск решения выполняют мои ученики в специально организованном мной диалоге.

Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. В ходе  побуждающего диалога сначала создаю  проблемную ситуацию, противоречие, а затем, специальными репликами помогаю ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этом этапе поиска решения побуждаю учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивать "открытие" знаний путём проб и ошибок.

В ходе подводящего диалога предлагаю посильные ученикам вопросы и задания. Подводящий диалог задействует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивать логическую цепочку к новому знанию.

Из своего опыта могу сказать, что ученик не может знать заранее многих новых слов. Я не требую от ребенка сразу грамотного ответа, он тогда просто замолчит. Пусть ребенок говорит, как может, объясняя свою мысль, а я буду говорить правильно. Я стараюсь приветствовать разные ответы учеников, многие из них оказываются неправильными, у меня всегда остается возможность поправить и подкорректировать высказывание школьника.

Часто на этапе изучения нового материала я использую проблемную ситуацию, которая вызывается предложенным практическим заданием.

Приведу несколько примеров:

1.                     На доске записываю слова: «ска-ка, моро-, бере-ка, ма-ка, кра-ки». Задаю вопросы: «Какие звуки обозначают пропущенные буквы? - Какая проблема появилась?».

2. На доске записываю слова: «снеговик, кукла, народ , лиса, стол». Обращаюсь к учащимся: «Разделите слова на две группы по признаку одушевленности, неодушевленности. С какой проблемой столкнулись?».

На проблемные диалоги мне удается выйти через использование цитат, через ключевой вопрос урока, через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры, через столкновение мнений, грамматическую сказку, через ошибку, через использование приема сравнения, сопоставления репродукций, провожу «Урок-портрет с чистого листа» или предлагаю «Задачу со всеми неизвестными», использую противоречия житейского представления учащихся и научного факта, использованием иностранный язык. Затем организую с классом побуждающий диалог. Ставлю вопросы, которые помогают школьникам понять заложенное в проблемной ситуации противоречие. Неминуемо на уроке возникнет вопрос: «Почему?», ученики вынуждены провести исследование и выяснить: «Так ли это»? Догадаться, прийти к более точным ответам я помогаю учащимся следующими вопросами: «Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее? Кто еще хочет сказать?» использую обобщающие вопросы: «Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?», или «Какой возникает вопрос?». Я заметила, что при побуждающем диалоге чаще появляются неточные или совершенно ошибочные ответы учащихся. Самое главное для меня в данном случае: недопустимо реагировать на ошибки отрицательной оценкой.   Суть поиска решения учебной проблемы проста: я помогаю ученикам открыть новое знание.

Сделать уроки более интересными и запоминающимися мне позволяют наряду с фронтальной и индивидуальной формами  работы на уроке организация работы в парах, работы в малых группах, использование современной техники -  мультимедийного проектора, интерактивной доски.  Я объединила организацию проблемных диалогов с демонстрацией мультимедийных презентаций, но использую мультимедийные презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно.

Думаю, если процесс обучения строить  систематически  в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения, каждодневное объяснение учителем нового материала сменится поиском, решением возникших проблем, выходом из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств, доставит  удовольствие учителю, радость открытия детям.

Категория: Из опыта работы | Добавил: ШМО (18.10.2014)
Просмотров: 1075 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
Корзина
Поиск