Вторник, 07.05.2024, 02:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Методическое объединение учителей начальных классов

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи наших педагогов

Главная » Статьи » Из опыта работы

Система поддержки и развития детской одаренности в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

В декларации прав ребёнка, принятой ООН, подчёркнуто, что ребёнку должно даваться образование, которое способствовало бы его развитию, благодаря которому он мог бы развивать свои способности, личное суждение, стать полезным членом общества.

В условиях внедрения ФГОС второго поколения приоритетом становится формирование УУД, а также способов деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Внедрение ФГОС второго поколения предполагает широкие возможности для развития способностей одарённых детей посредством реализации проектной деятельности.

Так проектная деятельность имеет широкий спектр применения полученных знаний, способствует повышению качества знаний по предметам, является альтернативой учебной деятельности, позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков, расширяет границы собственного знания, позволяет решать творческие задачи оригинальным способом.

Результаты диагностик успешности обучения и выявление уровня познавательной активности в процессе овладения проектной деятельностью позволили определить роль проектной деятельности в развитии способностей одарённых детей. Были выбраны предметы, приоритетные для реализации проектной деятельности, созданы условия, способствующие реализации возможностей детей, отобраны информационные ресурсы, которые помогут ребёнку в достижении результата, проведена подготовительная, информационно-просветительская работа с родителями, выбраны адекватные формы организации деятельности для данного контингента детей, проведена диагностика успешности обучения, разработана система коррекционных мероприятий.

 Согласно ФГОС, ребенок к концу обучения в начальной школе должен овладеть личностными, предметными и метапредметными результатами. Проектная деятельность, реализуемая с первого года обучения, позволяет овладеть данными результатами на высоком уровне. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата

Поиск и анализ информации на этапе подготовки проекта ребёнок осуществляет во внеурочной деятельности, используя разнообразные ресурсы: библиотека, медиатека, Интернет, помощь родителей и учителя. Затем на уроке, посредством организации групповой работы осуществляется отбор информации, выдвигаются гипотезы, рассматриваются возможные варианты решений. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

Начиная с первого класса, привлекаю детей к использованию различных информационных технологий. Дети сами добывают информацию из сети Интернет, учатся делать презентации сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Использование ИТ в организации проектной деятельности младших школьников способствует интенсификации учебного процесса, эффективному усвоению учебного материала, возрастанию мотивации к изучению школьного предмета, формированию основ информационной компетенции. Применяя ИТ, учащиеся получают доступ к богатым информационным ресурсам и могут обсуждать проблемы с любым заинтересованным человеком. Такая работа содействует формированию стимула для поиска дополнительных сведений, ознакомления с различными точками зрения и оценки собственного результата.

Решение творческих задач на всех этапах проекта делает этот процесс интеллектуально и практически значимым, важным для самореализации ребенка. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектамив группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

Одним из условий внедрения ФГОС второго поколения является использование активных форм познания. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность. Таким образом, у одарённых детей появляется больше возможностей для совершения открытий. Посещение экскурсий, творческих мастерских, культурно-просветительских мероприятий в большем объеме и лучшем качестве, способствует тому, что дети становятся активнее в различных видах деятельности, наблюдения становятся более детальными, умозаключения более глубокими, а деятельность продуктивной.

Для закрепления полученных знаний я использую  комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Интегрированный подход к обучению – это необходимое условие проектной деятельности в начальной школе. Интегрирование предметов направлено на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий может быть объединена общей проблемой. Например, давая детям, представление о домашних животных, учитель на уроках окружающего мира знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях по литературному чтению – дает образы домашних животных в произведениях писателей, на Изо рассматриваются картины с изображением домашних животных и т.д.

Проведенная диагностика успешности обучения, выявление уровня познавательной активности и опрос учащихся доказывают положительное влияние проектной деятельности на реализацию способностей одаренных детей.

Использование проектной деятельности позволяет учителю успешно реализовывать ФГОС и развивать способности детей.

Категория: Из опыта работы | Добавил: ШМО (25.12.2012)
Просмотров: 2520 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
Корзина
Поиск