Вторник, 07.05.2024, 06:27
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Методическое объединение учителей начальных классов

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи наших педагогов

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль школьного методического объединения по подготовке к введению ФГОС НОО.

Переход на новый стандарт образования тесно связан с реализацией образовательной стратегии «Наша новая школа». В Послании Государственной Думе Президент России отметил, что главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире1 .

Новая школа – это и новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет2. Внедрение стандартов нового поколения требует от учителя не только высокого уровня квалификации, непрерывности профессионального развития, но и творческого подхода к работе в современных условиях. Все большее значение приобретает креативность педагога, его способность переосмысливать собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое.

Новые стандарты и концептуально, и методологически, и технологически существенно отличаются от предыдущего поколения стандартов. В условиях принятия ФГОС второго поколения необходимо обеспечить такую готовность учителей к вступлению в новые образовательные стандарты, чтобы уровень присвоения стандартов был достаточен для того, чтобы их не исказить. Поэтому особое значение приобретает работа школьной методической службы.

В прошедшем учебном году методическим объединением учителей начальных классов МБОУ СОШ № 22 г. Екатеринбурга, насчитывающим 17 педагогов, велась подготовка к внедрению ФГОС второго поколения, была организована апробация новых подходов к государственному образовательному стандарту. Главной целью работы ШМО учителей начальных классов стало создание условий для внедрения ФГОС.

Основой нашей готовности к введению нового ФГОС стало то, что наша начальная школа работает по УМС «Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н. Ф. Виноградовой. Цель стандартов нового поколения: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности, что  полностью согласуется с целями УМС «Начальная школа XXI века» и отражается в концептуальных положениях программы:

§     Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальных особенностей;

§     Технология изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

§     Использование дифференциации обучения, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировка возникающих трудностей.

Педагогический коллектив учителей начальных классов успешно реализует эти концептуальные положения.

Приоритетным направлением развития школы является модернизация образовательного пространства школы, переход от знаниевой к компетентностной парадигме образования. В целях подготовки к введению с 1 сентября 2011 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования была разработана основная образовательная программа, которая направлена на формирование общей  культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное  развитие. Программа была разработана учителями и представлена на заседании методического объединения и Педагогическом совете школы. Большое внимание в программе уделяется созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

C введением ФГОС изменятся цели и задачи обучения. Учитель должен привить обучающемуся две группы новых умений.

§     К первой группе относится группа УУД, составляющих основу умения учиться.

§     Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Поэтому, на одном из заседаний МО были созданы проблемные группы, результатом работы которых стало освещение проблем формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Также все учителя МО начальных классов были участниками выездного семинара представителей Издательского центра «Вентана-Граф» на базе ИМЦ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, проходившего в МБОУ СОШ № 22 по проблеме формирования универсальных учебных действий.

В том числе представители школьного методического объединения были участниками семинара-практикума «Формирование универсальных учебных действий младших школьников», проходившем на базе МОУ гимназии № 108, с целью представления педагогическому сообществу города опыт работы коллективов начального общего образования МБОУ СОШ № 22 по изучению ФГОС.

Был сделан анализ  стандартов и учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» на предмет формирования УУД. Школьным методическим объединением обнаружено полное совпадение по формированию универсальных учебных действий.

На базе МБОУ СОШ № 22 проходило заседание районной рабочей группы по вопросу подготовки к введению ФГОС в ОУ Орджоникидзевского района на тему: «Формирование универсальных учебных действий у учащихся младших классов в рамках реализации требований и содержания ФГОС». На заседании учителями первых классов были показаны фрагменты уроков, ярко демонстрирующие процесс формирования УУД. 

Результатом этой деятельности стала модель Программы формирования универсальных учебных действий.

Приоритетным направлением работы методического объединения с целью обеспечения психологической готовности учителей  в рамках подготовки к введению ФГОС - прохождение курсов повышения квалификации.

Учителя будущих первых классов прошли обучение  на базе УрГПУ по  программе: «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС НОО», «Реализация требований ФГОС НОО в системе учебников «Начальная школа XXI века»: цели, задачи, инновационные технологии» и «Cовершенствование методической и управленческой деятельности педагогов начальной школы (в соответствии с ФГОС)».

На базе Екатеринбургского Дома Учителя педагоги обучались  по программе: «Обобщённая модель эффективной образовательной деятельности школы как научная основа практической реализации целей компетентностного подхода в образовании», « Как разработать информационную образовательную среду школы муниципального образования «город Екатеринбург»» и «Как организовать образовательный процесс в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения».

Все учителя были участниками серии семинаров представителей Издательского центра «Вентана-Граф» на базе ИМЦ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, проходящих  в МБОУ СОШ № 22 по теме: «Реализация требований ФГОС НОО в системе учебников «Начальная школа XXI века»: цели, задачи, инновационные технологии». Семинары проводили авторы учебников: Иванов С.В., Евдокимова А. О.

С подготовкой к введению новых стандартов значительно повысился уровень прохождения курсов повышения квалификации учителями методического объединения начальных классов, и этот процесс продолжается.

На диаграмме можно увидеть количественный рост числа педагогов, посетивших различные курсы (в том числе и по введению Федерального государственного образовательного стандарта).

Одним из условий, обеспечивающих успешное введение новых образовательных стандартов, является внедрение ИКТ в процессы образования и воспитания. Оснащённость МБОУ СОШ № 22 позволяет успешно осуществлять данное условие, поэтому МО создаёт  медиатеку для начальной школы.  С целью просвещения и информирования родителей о деятельности школы по введению ФГОС, был создан сайт начальной школы,  персональные сайты. Большинство учителей  МО владеют ИК технологиями, благодаря внутришкольным семинарам, проводимым регулярно после оснащения школы, и своей творческой активности.

В учебном процессе, кроме ИКТ, преподаватели применяют технологии проблемного обучения, проектов, что в значительной степени повышает уровень преподавания, и качество урока поднимает на более высокий уровень.

Учителя представляют опыт по применению различных технологий на уроках, внеклассных мероприятиях и на заседаниях школьного методического объединения, что проходит в различных формах: сообщение, тренинг, игра, мастер-класс, презентация. Коллективный поиск решений имеет массу достоинств.  

Такая коллективная работа позволила большинству учителей методического объединения начальной школы, познакомившись с ФГОС НОО,  переосмыслить свои профессиональные установки, повысить внутреннюю мотивацию к творчеству, приобрести  умение планировать свою деятельность в контексте общей научно - методической деятельности коллектива. Работа методического объединения учителей начальных классов велась таким образом, что профессионально, методически, психологически учителя  готовы к введению ФГОС и не будут испытывать затруднения  на пути к его реализации.

1. Медведев Д.А.. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр.-271 от 04.02.2010

 

2. Медведев Д.А.. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр.-271 от 04.02.2010


 

Категория: Мои статьи | Добавил: ШМО (23.12.2012)
Просмотров: 3511 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
Корзина
Поиск