
Обучение в нашей школе
в 1 -4 классах ведется по УМС «Начальная школа 21 века»
(научный руководитель Н.Ф.Виноградова).
Комплект базируется на теории деятельности А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.
Общая цель обучения – формирование учебной деятельности, универсальных учебных
действий, что помогает младшему школьнику успешно адаптироваться в основной
школе. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его
способность анализировать, строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать
выбранную точку зрения ,а также осваивать роль «исследователя».
Данный комплект реализует в
образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства
обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп
и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во
всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание повышенного
уровня, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения.
Учебные
предметы в комплекте решают общедидактические задачи:
·
расширение круга представлений, общего
кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной
мотивации обучающегося;
·
освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;
·
развитие у младших школьников контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей
сформированности универсальных учебных
действий;
·
установление причинных связей и
зависимостей между объектами, их отношений в пространстве и времени.
Учебно-методический
комплект сопровождается педагогической диагностикой,
в результате которой педагог получает объективные данные о продвижении
обучающегося в формировании у него умений учебной деятельности, а также
качественную оценку усвоения изученного учебного материала.
В
процессе обучения реализуется интегрированный подход. Комплект содержит
интегрированные курсы: «Русский язык» ,
«Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир», что соответствует
возрастным особенностям в познании, общении, разнообразной продуктивной
деятельности и уровню социализации. Методики обучения обеспечивает ситуацию
успеха для каждого младшего школьника и возможность обучаться в индивидуальном
темпе.
Материалы комплекта направлены на формирование
универсальных учебных действий: личностных ( умения
самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать
за этот выбор), регулятивных ( умения организовывать свою деятельность),
познавательных (умения результативно мыслить и работать с информацией), коммуникативных
(умения общаться, взаимодействовать с людьми).
Выполнение отдельно взятого задания
открывает перед обучающимся перспективу понимания и установления способа разрешения
учебных задач, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию. Авторы
используют возможности учебного предмета для развития умений учебной
деятельности: понимать и решать учебную задачу, анализировать , сравнивать и
классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а
также работать с моделями, таблицами, графиками, схемами (рубрики в учебниках
«Проверь себя», «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки», «Подсказка», «Работа
в парах», «Темы для расширения твоего кругозора», «Обрати внимание», Тайны
языка» и т.д.
В
ходе обучения по данному комплекту реализуется дифференцированный подход.
,который заключается в целенаправленной педагогической помощи и поддержке
младшего школьника. Учебники и тетради содержат разноуровневые задания:
базового и повышенного уровня. Для предупреждения и преодоления причин
трудностей в усвоении учебного материала комплект имеет тетради для
индивидуальной и коррекционно-развивающей работы. В учебно-методическом
комплекте представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих
у обучающегося.
Особенности контроля тесно связаны с
построением курсов учебных предметов.
Принципы
контрольно-оценочной деятельности :
1.
Принцип
« блокового контроля»
Все письменные работы по русскому языку проводятся
по блокам: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».
2.
Принцип
дифференциации.
Организация дифференцированного контроля предоставляет
обучающимся право выбора уровня сложности задания или работы, а учителю дает
возможность, ориентируясь на индивидуальный темп продвижения каждого ребенка (
и класса в целом), иметь качественную информацию об успешности обучения.
Дифференциация контроля поддерживает достаточно
высокий общий уровень обучения,
3.
Принцип
выбора.
Данный принцип тесно связан с принципом
дифференциации. Наличие в контрольных работах дополнительных заданий ставит
ученика в ситуацию выбора: получить или не получить дополнительную отметку,
попробовать свои силы при выполнении заданий повышенного уровня.
На протяжении 12 лет работы по данному комплекту учителя
начальных классов школы непосредственно
общались с авторами ( НФ.Виноградовой,
С.В.Ивановым,М.И.Кузнецовой,О.А.Рыдзе),Л.А.Ефросининой) на конференциях, курсах
,вебинарах и семинарах в Москве, Екатеринбурге ( семинары проводились и на базе
нашей школы), что позволило повысить профессиональную компетентность
педагогов.Обучающиеся полностью обеспечены комплектом учебников и тетрадей с
печатной основой.
|